Ось ще одна стаття:
Хотя фэйшн на британских стадионах никогда не сравнится с подиумами Парижа, все же он имеет место быть и играет не последнюю роль в жизни фанатов. Все началось еще с дремучих времен. Террасы родных стадионов притягивали тысячи людей в дни больших матчей. Именно здесь ты встречаешь массу людей, знакомых и не очень, именно на футбол ты идешь как на праздник (а зачастую это для кого-то единственный праздник в жизни и есть) и значит, хочешь выглядеть красиво. Не секрет, что люди хотели и хотят всегда выглядеть круче, чем они есть и, по крайней мере, уж лучше своих соседей. Другое дело как развивалась мода…
50-е годы.
Вряд ли, большинство фэнов в Англии могло в середине прошлого века позволить купить себе дорогую одежду. Скорее это была нужда аристократов. А футбол, как известно, тогда был игрой народной. В пятидесятых все одевались однообразно и, главное, стремились одеться так же как и сосед. Сохранились архивные фотки пятидесятых, где трибуны Ньюкасла заполнены людьми сплошь в однотипных пальто и кепках. Все в одинаковом, будто рабочие одного предприятия на митинге. Кстати, с тех пор не много изменилось, и Джордис все так же предпочитают "униформу" - черно-белые цвета своей одежды, так что зачастую их трибуну сравнивают с гигантским бар кодом.
Отличительной чертой того времени были практичные макинтоши и презентабельные кепки. А длиннополые плащи и шляпы, наверное, были в гардеробе у любого джентльмена. Между прочим, кожаные плащи оставались визитной карточкой модника вплоть до 70-х годов. Популярные атрибуты поддержки - трещотки и серпантин.
60-е.
Шестидесятые годы показали, что мода стадионов не исчезла с горизонта. Наоборот, происходило вокруг как раз то, что в большей степени влияло на культуру фэнов. Связано это с колосальным экономическим подъемом и, одновременно, с развитием бунтарско-молодежной культурой в стране. Молодые люди стремились выглядеть красиво. В моде однобортные пиджаки, галстуки, полупальто. Лояльность к клубу подчеркивают традиционными розетками (эмблемами клуба в окантовке и с ленточками) и эмалевыми знаками на лацканах верхней одежды. Появляются полосатые шарфы - бар скафы (позднее прозванные у нас от незнания "розетками"). Их вязали, как и у нас, бабушки и мамы из подручного материала и никакого стандарта тут не было. Пара ботинок brogues или Chelsea, брюки Levi Sta press и рубашка button down Ben Sherman - вот все что было нужно, чтобы показать, что ты тоже следишь за модой.
70-е.
Эра длинноволосых молодых парней. Отцы смеялись, глядя на одежду своих сыновей. В моде расклешенные джинсы, стеганные куртки, джинсовки, расшитые нашивками. Появляются надписи на шарфах. Резко возникает потребность выездов в другие города. Организовываются специальные бас-туры. Народ выезжает тысячами. Каждый житель того или иного города защищает свою территорию от нашествие чужаков. Драки почти на каждом матче. Народ, также, выезжает в Европу, но Европа к этому не готова. Один город падает за другим. Развешанные юнион-джеки с именем своей любимой команды в середине креста на поперечной красной полосе, мощное хоровое пение, растяги и дерзкое поведение впечатляли, смотревших телек фанов других стран. С британцев начинают брать пример. Правительства трубят о национальном бедствии. Вандализм превышает все допустимые нормы.
80-е.
Большинство активно выезжающих фэнов сплачиваются в организованные группы. Ношение атрибутики на выезде было просто не безопасно. Начинается другая игра: околофутбол. Всякое ношение цветов клуба отвергается. Связано это с замаскированностью проводимых акций (добраться неопознанным в тыл врага теперь проще) и с нежелательностью палева перед OB (Old Bill - британской полицией). В начале 80-х Ноттингем, Ливерпуль, Арсенал и Вилла частые гости в Европе. Их болельщики наблюдают моду на одежду известных дизайнерских марок. Эта мода, но в приемлемом для корманов большинства виде, перекочевывает в Англию. Рабочий класс не всегда мог позволить себе приобрести что-нибудь эдакое, приближенное к высшему обществу, а тут выбранные лейблы и марки одежды, не засвеченные в UK. В связи с "родом деятельности" популярны в основном спортивные брэнды. Народ предпочитает Fila, Sergio Tacchini, Ellesse, ретро Аdidas, Lois, Lacoste и Pringle. Рождается стиль casuals. И вместе с ним новый виток хулиганизма. Однако, думаю со многими моделями кроссовок и джемперов в начале движения кэшлс переборщили. Ношение некоторых вещей скорее было бы уместным в школах верховой езды и на лужайках гольф клубов, нежели на трибунах.По мере роста в стране движения кэжуалс открывается все больше новых магазинов и появляется новых имен. Постепенно переходят на более цевильные и дорогие компании, чтобы показать свою исключительность. SI, Burberrys, CP, Armani jeans и др. В связи с событиями в Брюсселе на долгое время английские болельщики отлучены от Европы и мы вынуждены наблюдать порнографию в исполненнии макарони.
90-е.
Движение кэшлс, несмотря на репрессии властей, не умерло, а лишь затаилось на время. "Бизнес" продолжается в недоступных обзорам СМИ низших дивизионах. Что касается моды, то возводятся в культ: Tommy Hilfiger, Ralph Lauren и его Polo, Schott. Также по прежнему в чести уже ставшие легендой SI и Lacoste. Существует ещё множество схожих с Stone Island, довольно популярных фирм, таких как Massimo Osti, Left Hand, CP Company, Bonevile и.т.д. Большинство одежды этих марок действительно выглядит классно, но многие вещи очень похожи на Stone Island. CP Company всегда делала приличные джемперы с капюшоном, в некоторые из которых даже вшиваются защитные очки!
В конце девяностых замечается некий возврат в моде на стиль 60-х. Снова раскручиваются BS и FP. Традиционно популярны продактс оф Burberry, которые, похоже, никогда не выдут из моды. Эта фирма делает прекрасные шарфы, отлично подходящие для холодного времени года.
Наряду с классикой кэшлс в моде террас, особенно на севере, появляются не свойственные классики джинсы Loose fit, свободные джемперы и майки нестандартных тканей.
Что касается рубашек, свитеров и футболок то, наряду с Lacoste, Ralph Lauren и их классикой - Polo ( которая, скорей всего, черезчур популярна у мещан), это и Armani, Arrow и Dries Van Noten.
Безусловно, есть неплохие фирмы, которые становятся всё более и более популярными, и за пределами Великобритании. Это, например, Henri Lloyd, в былые времена, распространенный в Манчестре и Ливерпуле среди местных группировок, а так же Kent & Curwen и Daffer of St. George. Однако, как это ни прискорбно, фанаты иногда одевают и такую левоту, как Tommy Hilfiger, которая в основном носится рэпперами и прочими ченгайчуками. Говоря об обуви, наиболее распространёнными являются, как классические кроссовки от Nike, Reebok и New Balance, так и менее известные, но не уступающие по качеству, Timberland, Rockport, Karrimor, Camper, Berghaus и Solomen.
Ещё одним важным атрибутом одежды футбольных фанатов часто являются различного вида кепки и бейсболки. Здесь предпочтение отдаётся Ralph Lauren/Polo, Lacoste и Henri Lloyd. Хотя уж где где, а здесь четких граней нет.
Что касается Европы, такие изворотливые фирмы, как Umbro, могут быть там популярны среди местных фанатов, но как уже было сказано выше Европейцы, похоже, не имеют особого представления о хороших вещах, в особенности немцы, которые скорей всего, одеваются вообще хуже всех, со своими лысыми тыквами и низкопробной одеждой из грубой рабочей ткани.
Наши дни.
Мода на Хай-тек и Urban style. Носится все что комфортно и нравится, но что не слишком позорно. Дизайнеры изобретают новые ткани и используют новые достижения в технологиях. Стиль предыдущих лет сохраняется. Наиболее распространённой маркой фанатской одежды, всё ещё, является Stone Island. Хотя, к сожалениею, сейчас ситуация с этой фирмой обстоит так же, как когда-то с Ralf Lauren, которая стала популярной среди несерьёзных людей детского возраста, подражающим хулиганам, носившим её на протяжении 5-6 лет.
Заметно, что многие дома мод перестраиваются на производство повседневной одежды для обычных людей, а ни как раньше только для моделей и звезд шоу бизнеса. Отсюда стал больше выбор и стала доступна одежда многих ранее элитных фирм. Сильные позиции по ходу у DKNY, Aquascutum, CP, Evisu, Rockport и Prada.
Вновь молодежь тянется к истокам. В моде винтажи (vintage - производство некогда ранее популярных моделей) коллекций 60-х и 70-х. Подсуетились и FP и Адик, и как всегда BS, и вновь SCHOTT и Pringle. Из пепла возродилась Puma и сразу взлетела в хитах ретро обуви на первые места.
Совсем неплохи FAKE LONDON,Firetrap, Boxfresh, Ted Baker и др. Можно найти одежду на любой вкус, уровень (ведь не секрет, что есть некая лестница, переступать ступени которой дело в любой тим-фирме "безнадежное"). Народ предпочетает уже не столько одежду массового спроса, сколько ту что ему подходит по духу и менталитету. Элита британского фанатизма и одевается соответствующе, дорого и красиво.
Как бы то нибыло прогресс это то что движится, а ни то что топчется на месте. Хочется верить, что и Россия проснется и сделает шаг в эту круговерть.